Самбор – органная музыка

В 1935 г. в костеле был смонтирован орган, построенный чешско-австрийской фирмой «Gebruder Rieger» с Крнов в Южной Моравии. Орган имел 25 регистров, два мануала и педаль пневматическое трактура. Проспект инструмента деревянный, частично позолоченный, трехсегментный с двохдильною главной секцией, увенчанный секцией сверху, выполнен в стиле необарокко.

В 1939 г. советская власть закрыла костел . Во время Второй мировой войны он был сильно разрушен – остались только стены. Как и здание, пострадал также орган. После войны и до 1980 г. в храме находился продовольственный склад. В 1980 г. начались реставрационные работы. Восстановление помещения под нужды органного зала стало делом всего города. Люстры, витражи, скамьи, элементы отделки изготовлялись по проектам и руками учеников и педагогов училища культуры, находилось в помещениях монастыря, скамьи и деревянные детали интерьера изготовлялись на Самборском мебельном комбинате, люстры, плафоны – на львовских предприятиях.

Реставрацию органа для органного зала осуществляли эстонские мастера из небольшого городка Раквере во главе с харда Крийзою. Крийза – одна из самых известных в Эстонии семей органостроителей. Современный мастер хард Крийза является сыном известного органостроителя Эдуарда Крийзы. На построение органа город с своего бюджета выделил 150 тыс. грн. Остатки старого органа были демонтированы и перевезены в Эстонию.

7 августа 1987 года работы в зале, в основном, закончены, а 31 октября в нем состоялся первый органный концерт. Выступали Валерий Коростелев и Виталий Пивнов. Несмотря на проблемы, художественные свойства органа оказались замечательными. По замерам специалистов акустические свойства самборского органного зала являются превосходными: продолжительность реверберации в отдельных местах достигает 6,5 секунды. Орган своей мощностью полностью заполняет звуковое пространство. В 2004 г. органистка Людмила Ларук со своим учеником повысили давление в виндладах, что улучшило звучание органа, придало ему мощности и яркости.