Почаев

Городок в волынской части Тернопольщины, в Кременецком районе. Живописная местность – вокруг холмы Кременецких гор. Все здесь “играет” – архитектура, природа, климат.

Почаев славится своим монастирем и иконой Почаевской багоматери. Вместе с Софией Киевской это – самая главная святыня православной Украины.

Город лежит примерно в 25 км западнее райцентра и с террасы лавры в хорошую погоду видно колокольню Подкаменского монастыря.

Почаевская лавра известна с XV, даже с XIII в. Летописи вроде вспоминают о первых монахах, появившихся здесь в 1240-1241 гг., спасаясь от татаро-монголов, которые захватили и разрушили Киев. Первыми помещениями монастыря были пещеры в толще гор, а первым зданием – небольшая деревянная церковь Успения, которую возвели в 13 в. на террасе северного уклона холма. Именно тогда по легенде и появилась монахам Богоматерь в огненном столбе над Почаевской горой, после чего на одной из скал вроде бы остался отпечаток ее стопы.

Строительство каменного монастыря началось в XVI в., когда владелица этих земель Гойска, до замужества – Козинская, записала в кременецкие земские книги свои крупные пожертвования на строительство Почаевской церкви и одноэтажных келий для монахов. Благодаря этому спонсорству строительство шло скорее и было вскоре закончено. Гойска, кроме того, подарила монахам “чудотворную” икону Богоматери в 1597 г.

В комплекс монастыря, кроме многочисленных культовых зданий входят каменные и деревянные оборонные сооружения XVII в. (башни и стены), ведь монастырь за свою историю выдержал не одну осаду. Так, летом 1675 г. во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собеского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляло никакой защиты для монахов. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заместителей: Богородицы и Иова. Монахи и миряне усердно молились, припадая к образу Богоматери и к раке с мощами Иова (это во время, когда враг был вокруг).

Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел читать акафист. С первыми словами ” Взбранной Воевода” над храмом внезапно словно появилась сама Богородица с небесными ангелами, держали обнаженные мечи (некий Бадигард). Преподобный Иов находился у Мадонны, моля о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в нее и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил врага. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Архитектурный ансамбль Лавры сформирован с доминантой – Успенским собором 1771 – 1783 годов (по проекту архитектора Готфрида Гофмана, а работы выполнялись под руководством Петра Полейовского). Кстати, при его строительстве архитектора просили “зря деньги не транжирить, лишнее не выдумывать”. Но все равно получилось хорошо. Ежегодно монастырь обещал выплачивать архитектору 864 злотых. Гофман искусно использовал скалистые террасы, которые поднимались вверх. Их нарастающий ритм подчеркивает ажурный силуэт собора. В потолках боковых коридоров храма сделано круглые отверстия, через которые можно увидеть три яруса хоров. Такой архитектурный прием создает в интерьере фантастическую игру света и теней.

Начиная с XIX в. старые здания реконструируются, сооружаются новые: надвратный корпус, колокольня, типография, Троицкий собор (1910 -1913 гг. по проекту А. Щусева, автора мавзолея Ленина, в таком себе псевдо – русском стиле. Собор абсолютно не вписывается в исторически созданный ансамбль.

В монастыре есть 13 колоколов, 2 из них – часовые. Раньше, говорят экскурсоводы, самый большой колокол было слышно на 30 км, сейчас – где-то на 10 км. На третьем этаже колокольни есть колокол весом в 11,5 тонн. От его звуков дрожит земля.

Храм известен своей великолепной акустикой. В интерьере есть некоторые иконы еще с 1646 г., а главный иконостас был привезен из Москвы.

На “чудотворной” иконе оклад – золотой, с настоящими бриллиантами и рубинами. Икона коронована одним из Пап Римских.

В Лавре есть и пещерная церковь монаха Иова в настоящей пещере, там хранятся его мощи.

В комплекс сооружений Лавры в Почаеве входят еще кельи 1771-1780 гг., архиерейский дом 1825 г., колокольня 1861-1871 гг. и надвратный корпус 1835 г. В разработке, планировании, в подготовке интерьеров и организации строительных работ в Почаеве принимали участие известные архитекторы Матвей и Петр Полейовский, Ксаверий Кульчицкий. Начиная с 1830-х годов старые здания комплекса реставрируются, к ним добавляются новые сооружения (упомянутый уже надвратный корпус, колокольня, типография за стенами комплекса (1895-1896 гг.), Троицкий собор).

Успенский собор, доминанта комплекса, отличается насыщенным рокайлевим декором: лучковые сандрики, композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, декоративные вазы, лепнина, всего вдоволь, всего много. Рокайль подходит только перед вызывающим барокко гигантского купола с фонариком.

Декоративное убранство Успенского собора состоит в конце XIX в. при активном участии петербургских академиков и художников С. Комарова, Г.А. Боссе, И.М. Горбунова, Н.Лаврова, Е.Я.Васильева, М.В. Нестерова, С.Ф. Верховцева.

Настенная масляная живопись собора выполнена в 1876 году лаврскими мастерами. Некоторые композиции помещены в массивные лепные картуши. Сохранились также работы, выполненные в 1807 году способным художником Лукой Долинским. Живопись интерьеров была отреставрирована в 1980 году.

Троицкий собор сводил Н.Е. Щусев и архитектор А.М. Рухлядев при участии мастера С.С. Лукасевича. Большое мозаичное панно южного портала, к которому ведет широкая лестница, выполненные по эскизу Николая Рериха, западное панно – по эскизу Щусева (детализовал панно художник П.Нерадовський). Стены собора украшены силикатной росписью.

Кельи строил из кирпича Г.Гоффман с участием К.Кульчицького. Это несколько прямоугольных корпусов, соединенных между собой и с Успенским собором в замену композиции с внутренним двориком. Северный корпус трехэтажный, все остальные – двухэтажные. Коридорная планировка с односторонним размещением помещений. Коридоры перекрыты крестовыми сводами.

Дом архиерея возведен в стиле классицизма. С кирпича, прямоугольный в плане, размещен на склоне холма, поэтому его восточный фасад трехэтажный, западный и северный двухэтажные, а южный – четырехэтажный. В 1846 г. здесь останавливался и работал Тарас Шевченко – об этом напоминает мемориальная доска.

Колокольня – из кирпича, оштукатуренная, имеет пять ярусов, отмечается насыщенным декором. Третья по высоте колокольня в Украине (после Успенского собора Киево-Печерской лавры и Софии Киевской). Высота ее – 65 метров.

Надвратный корпус возведен в стиле классицизма. Это кирпичное двухэтажное прямоугольное сооружение. Ее главный фасад изготовлен в виде Четырехколонного портика дорического ордера.

Кроме Лавры, в Почаеве можно осмотреть еще церковь Всех Святых 1773-1775 гг., построенную как кладбищенскую часовню, и Покровскую церковь 1643 г., перестроенную в 1746 г.

Кроме комплекса Лавры, в Почаеве есть еще несколько памятников архитектуры. Первая – церковь Всех Святых, возведенной как кладбищенская часовня в 1773-1775 годах в стиле позднего барокко.

Памятка номер два – деревянная Покровская церковь с 1643 года типичная представительница волынской народной школы архитектуры.